Законы для бизнеса, которые вступят в силу первого января (Ч.1)

Опубликовано: 27 Декабря 2012 г.

Одним из наиболее обсуждаемых законодательных актов 2012 года стал Закон «О занятости населения». С одной стороны, документ направлен на борьбу с безработицей и дискриминацией в сфере занятости, содействует трудоустройству молодых специалистов, инвалидов, одиноких родителей. С другой — его реализация может причинить массу неудобств работодателям и фирмам, предоставляющим услуги в этой сфере. В частности, с 1 января бизнес ожидают новые квоты по трудоустройству, а также проверки их выполнения. А рекрутинговые компании вынуждены будут изменить правила игры.

С целью стимулировать занятость, документом вводятся следующие механизмы:

  • компенсационные выплаты по единому социальному взносу (ЕСВ) для компаний, которые берут на работу недостаточно конкурентоспособных граждан, а также для предпринимателей, которые создают новые рабочие места и нанимают безработных;
  • уменьшение размера ЕСВ для работодателей, которые в течение года создавали рабочие места и платили зарплату;
  • стажировка с открытием трудовой книжки для студентов дневной формы обучения ПТУ и вузов;
  • обучение безработных интегрированным рабочим профессиям;
  • профессиональное обучение безработных по заказу работодателя под конкретное рабочее место или для самозанятости;
  • предоставление «стартовых виплат» молодым работникам, которые согласились работать в сельской местности;
  • получение «ваучера» на профессиональное обучение для лиц старше 45 лет при страховом стаже более 15 лет;
  • запрет указывать в объявлениях о вакансиях «дискриминационых» требований;
  • законодательные нормы регулирования рекрутинговой деятельности. Согласно документу, рекрутинговые компании внесут в реестр, учетом которого будет заниматься Минсоцплитики, их обяжут сотрудничать с государственными центрами занятости и предоставлять статистические данные о количестве трудоустроенных ими лиц. Практические особенности подобных мер до сих пор неизвестны. Кроме того, с рынка исчезнут кадровые агентства — поскольку взимать плату за поиск работы с соискателей будет запрещено. Деятельность аутсорсинговых компаний будет разрешена только при получении специального разрешения. При этом непонятно, должны ли будут такие компании становиться на учет в министерстве и получать какие-либо свидетельства/сертификаты.

Несмотря на позитивный, на первый взгляд, характер изменений, большинство норм закона носят декларативный характер, отсутствуют правовые механизмов реализации этих норм на практике. К примеру, не ясно, каким образом будет происходить компенсация ЕСВ и будет ли принят отдельный нормативный документ, регулирующий этот вопрос. Кроме того, эксперты сомневаются, что при отсутствии экономических условий развития такие стимулы как компенсация ЕСВ смогут убедить бизнес создавать новые рабочие места.

Избирательная поддержка

Вступающий в силу с 1 января Закон № 5205-VI определяет основы инвестиционной политики государства в приоритетных отраслях на 2013-2032 годы. Приоритетными считаются отрасли, которые обеспечивают рынок технологичной, конкурентоспособной и экологичной продукцией и обеспечивают создание новых рабочих мест. Конкретного перечня таких отраслей пока нет, его должен будет составить Кабмин.

Правительство будет содействовать привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики с помощью налоговых и таможенных стимулов. Согласно закону, компании из приоритетных отраслей смогут получить господдержку в виде прямого бюджетного финансирования, компенсации процентов по кредитам, а также госгарантии для привлечения иностранных займов.

Чтобы получить господдержку, компании должны выполнить определенные условия, обозначенные в ст.4 Закона:

1) инвестпроект должен быть одобрен Кабмином по предоставлению уполномоченных госорганов;
2) инвестпроект должен реализовываться на вновь созданном или действующем предприятии которое отвечает критериям по количеству новых рабочих мест, уровню средней заработной платы и др.
3) инвестпроект должен предусматривать проведение реконструкции или модернизации, с обязательным выделением на предприятии отдельного структурного подразделения, которое будет реализовывать этот проект.

При этом льготы по налогу на прибыль предоставляются лишь соразмерно реальным инвестициям в экономику Украины. По мнению экспертов, учитывая установленные законом требования, преференции от государства смогут получить лишь небольшое количество крупных предприятий.

Революция в недвижимости

Настоящая законодательная революция ждет рынок украинской недвижимости в 2013 году. С 1 января государственная регистрация прав и обременений недвижимого имущества будет осуществляться согласно Закону «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Согласно документу, все права и обременения относительно земельных участков, зданий, строений, сооружений и их частей будут регистрироваться в едином Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Соответствующие изменения вносятся в законы «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», «О Государственном земельном кадастре» и Земельный кодекс Украины.

В связи с внедрением единого госреестра, регистрационные функции органов земельных ресурсов (относительно земельных участков) и бюро технической инвентаризации (относительно иных объектов недвижимости) будут переданы Укргосреестру. Функции государственных регистраторов также будут выполнять нотариусы, что, безусловно, является позитивным нововведением, поскольку при заключении сделки можно будет заверить соответствующий договор и зарегистрировать право на землю и недвижимость в «едином окне» — у нотариуса.

Также с 1 января 2013 года в Украине ожидается и отмена моратория на отчуждение и смену целевого назначения с/х земель частной собственности для ведения товарного сельхозпроизводства, участков, выделенных из паев для ведения личного сельского хозяйства, а также самих земельных паев. К тому же вступает в силу Закон «О государственном земельном кадастре», что является необходимым условием для формирования рынка сельскохозяйственных земель.

Одним из нововведений Налогового кодекса в 2013 году станет налог на недвижимость. Статьей 265 НКУ предусмотрена уплата налога на недвижимость собственниками жилой недвижимости. Базой налогообложения в данном случае выступает жилая площадь, плательщики в таком случае — как физические, так и юридические лица, имеющие в собственности жилую недвижимость. При этом такая база налогообложения выглядит достаточно спорной.

Внедрение таких правовых категорий, как техническая инвентаризация, градостроительная реформа, ответственность в сфере строительства и новеллы в лицензировании строительства — это еще не полный перечень особенностей реформирования сфере недвижимого имущества с 1 января 2013 года.

Разделение земель

В связи с вступлением в силу Закона от 06.09.2012 г. № 5245-VI теряет силу Закон «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» от 05.02.2004 № 1457-IV.

Документ определяет новые особенности разграничения земель государственной и коммунальной собственности касательно функционирования рынка распределения таких земель, которые действовали до 01.01.2013 г., существенно меняя устаревшие законодательные нормы.

Закон по-новому определяет категорию земель коммунальной собственности, устанавливает право распоряжения землями коммунальной собственности органами местного самоуправления. В то же время государству и органам местного самоуправления разрешается быть субъектами права совместной собственности на землю.

Гарантии государства

Закон № 4901-VI устанавливает гарантии государства по исполнению судебных решений и исполнительных документов, определенных Законом «Об исполнительном производстве», и особенностях их исполнения.

Согласно положениям Закона № 4901-VI, государство гарантирует исполнение решения суда о взыскании средств и обязательства совершить определенные действия относительно имущества, принудительная реализация которого ограничена в соответствии с законодательством.

В данный нормативно-правовой акт, помимо прочего, входят статьи, регулирующие:

  • особенности предоставления государством гарантий по исполнению решений суда;
  • особенности исполнения решений суда о взыскании денежных средств с государственного органа;
  • особенности исполнения решений суда о взыскании денежных средств с государственного предприятия или юридического лица;
  • вопросы предоставления компенсации;
  • особенности исполнения решений суда об обязательстве совершить определенные действия относительно имущества.

Нормы закона особо ценны для тех субъектов бизнеса, к контрагентам которых относятся указанные госструктуры, устанавливая детальные особенности процедуры государственных гарантий по исполнению решений судов.

Эта статья перепечата с источника: Liga.net